Деньги любят красоту: архитектура как язык экономики и визитная карточка проекта
фото: «Стилобат» Согласно исследованию аналитического центра НАФИ и Фонда Росконгресс, 89% российских предпринимателей утверждают, что архитектурный облик города влияет на желание инвесторов вкладывать в него ресурсы. Этот принцип работает и на примере отдельного здания. Заместитель председателя совета директоров промышленно-инвестиционной группы «Стилобат» Булат Алимов рассказал «Стройгазете», что для девелопера делюкс-сегмента архитектура становится первым впечатлением, визитной карточкой, которая задает тон всему проекту. И значит не меньше, чем премиальная локация, благоустройство территории или инженерия. В идеале девелоперский продукт представляет собой синтез архитектурной выразительности и инфраструктурной продуманности, где местоположение выступает в роли ДНК проекта, а архитектура — его уникальным характером.
Новые грани делюкса
Рынок элитной недвижимости Москвы за последние 10-15 лет сильно изменился. По данным аналитиков ГК «Стилобат», за это время предложение в делюкс-сегменте увеличились кратно: более чем в 3,3 раза – по числу квартир, доступных для приобретения, и в 3 раза — по количеству новостроек в продаже. Цены выросли еще значительнее — в 5 раз. Следом за ростом цен и предложения, выходом новых игроков, возросли и запросы потребителей — сегодня они стали гораздо более искушенными и требовательными при выборе.
Современный покупатель элитного жилья — это человек с широким кругозором и богатым жизненным опытом. Он много путешествует, быстро адаптируется к новым условиям и обладает утонченным вкусом. Интересы таких людей разнообразны: спорт, нумизматика, участие в аукционах, коллекционирование автомобилей и часов. Для них важно не только качество жилья, но и его соответствие их статусу и образу жизни. Выбирая элитное жилье, они стремятся приобрести не просто квадратные метры, а полноценную систему для жизни, которая соответствует его статусу и ценностям.
Архитектура — в основе выбора
Местоположение и логичная дорогая локация остаются в числе приоритетных факторов при выборе объекта элитной недвижимости, однако в части девелоперского продукта требования покупателей изменились. По результатам исследования потребительских предпочтений, которое провели аналитики ГК «Стилобат», в основе выбора — архитектура и стилистика проекта, а также благоустройство территории, инженерное наполнение дома и внутренняя инфраструктура (amenities).
В современных девелоперских проектах архитектурная цельность становится не просто стилевым приемом, а выражением идеи. Новые драйверы роста элитного сегмента в столице — крупные ансамблевые проекты, где жилье проектируется как цельная архитектурная среда. Москва впервые за десятилетия возвращается к архитектуре ансамбля, но нового типа. Это не монументальные жилые массивы прошлого, а приватные жилые кварталы, сочетающие масштаб с камерностью, эстетику с инфраструктурой, а архитектурный образ с современными реалиями.
Все чаще в премиальном сегменте можно встретить многофункциональные пространства, выстроенные по принципу «город в городе», где жилые помещения соседствуют с арт-галереями, гастрономическими площадками, зелеными прогулочными зонами. Как посчитали аналитики ГК «Стилобат», на этот формат приходится почти 40% текущего предложения на рынке элитной недвижимости. И доля таких проектов растет — год назад она составляла 25%. По нашим оценкам, к 2027 году доля ансамблей в делюкс-сегменте может превысить 50%, и именно такие проекты будут определять лицо элитной Москвы».
Неоклассика – самый популярный архитектурный стиль в Москве, по данным ГК «Стилобат», его выбирают более 50% покупателей элитного жилья. На втором месте – модерн (30%).
Акцент на «тихую роскошь»
Все более заметным в потребительских предпочтениях становится тренд на «тихую роскошь», который отражает стремление к изысканности, качеству и приватности, без излишней демонстрации богатства. При этом приоритетными становятся не только классические показатели качества жилья, но и инновационные решения, обеспечивающие комфорт и безопасность проживания.
В отделке фасадов и интерьеров преобладают натуральные материалы: крупноформатный камень (гранит, мрамор, известняк), ценные породы дерева, элементы ручной работы, которые десятилетиями сохраняют свою выразительность и актуальность. В декоре востребованы металлы — латунь и медь. Панорамное остекление перестало быть просто опцией и стало полноценным архитектурным языком: моллированные окна с плавными радиусами, безрамное остекление террас, стирающее границу между интерьером и внешним миром. Инженерия — невидима, но делает комфорт измеримым: многоступенчатая очистка воздуха и воды, зонированный климат, цифровой двойник здания, предиктивное обслуживание, единое приложение резидента — все это обеспечивает режим тишины и управляемую эксплуатацию.
Доминанты городской среды
Меняется и роль элитной недвижимости в городской среде — сегодня от нее ждут полноценной интеграции в городскую жизнь. Например, первые этажи с высококлассными ресторанами, галереями и бутиками, — оживляют район, делают его привлекательным для всех горожан, что является ключевым принципом ансамблевого развития. При этом внутренние дворы, лобби и клубная инфраструктура остаются надежно охраняемыми и недоступными для посторонних, обеспечивая жителям необходимое чувство уединения и безопасности.
В условиях высокой конкуренции именно авторская архитектура становится отличительной чертой проекта. Она позволяет создать не просто здание, а знаковый объект, который становится частью культурного наследия города и формирует репутационный капитал девелопера за счет создания качественной городской среды.
Сила архитектуры — в ее способности создавать нематериальный капитал: эмоциональную связь, ощущение безопасности и принадлежности к месту. В мире, где многое можно скопировать, именно уникальный архитектурный код, уходящий корнями в проверенную веками классику и воплощенный в формате коллекционной недвижимости, становится одним из самых надежных и ценных активов.


