По стандарту предпочтительнее: регионам настоятельно рекомендовано устранить перерасход средств при строительстве школ и стадионов
Новости дня

По стандарту предпочтительнее: регионам настоятельно рекомендовано устранить перерасход средств при строительстве школ и стадионов

На прошлой неделе под руководством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Высокинского состоялось совещание на тему «О типовом строительстве социальных объектов».

Проблемы, которые возникают при возведении общественно значимых сооружений, носят системный характер. Как подчеркнул сенатор, их строительство является «крайне затратным для регионов мероприятием». В частности, представители региональных властей при проведении в Совете Федерации «дней субъекта» на регулярной основе ходатайствуют о включении в проект постановления верхней палаты парламента решений о выделении в рамках той или иной программы бюджетных ассигнований на софинансирование строительства соцобъектов. «В силу ограниченности федерального бюджета не все запросы могут быть удовлетворены», — отметил Александр Высокинский.

Чтобы минимизировать нехватку средств, по его мнению, необходим переход на типовое строительство социальных объектов посредством использования типовой проектной документации. «Применение такой документации: сократит сроки строительства объекта, уменьшит стоимость строительства за счет сокращения трат на разработку проектной и рабочей документации, гарантирует применение современных строительных технологий, обеспечит стандарт качества возводимого объекта, его соответствие действующим санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям безопасности», — заявил сенатор.

В настоящее время все сведения о подобной документации вносятся в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. На ноябрь текущего года в нем зафиксировано 1 995 комплектов документов, включая 285 проектов школ и 366 проектов детсадов.

Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется, и не далее как в 2024 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», наделивший федеральные органы исполнительной власти полномочиями по разработке проектной документации неоднократного применения. Этот документ закладывает основы для решения имеющихся проблем, открывает более широкую дорогу для типового строительства. В нем, например, определено, что для признания документации типовой не требуется ее предварительная экспертиза. «Приступить к разработке серий типовых проектов планируется в 2026 году, начав со школ. Рассчитываю, что эту работу мы начнем», — сообщил Александр Высокинский.

При этом не во всех регионах власти готовы реализовывать такие проекты. Частично это происходит из-за низкой осведомленности в субъектах о наличии типовой проектной документации, а также о тех возможностях, которые открываются при ее использовании. С другой стороны, на местах часто хотят каждый проект сделать уникальным, есть проблемы с выделением земельных участков. Нередки случаи, когда проекты планировки будущего объекта разрабатываются в первую очередь с учетом интересов строительных компаний, и в результате государство фактически берет на себя лишние затраты.

Более подробно о финансовых составляющих проблемы в ходе совещания рассказала аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова. По ее словам, по итогам проведенных мероприятий в регионах было, в частности, выявлено, что объем использования типовой документации «незначительный», федеральные и региональные ресурсы, направленные на финансирование строительства объектов социальной сферы, используются недостаточно эффективно и могут быть оптимизированы. Также в соглашениях о предоставлении субсидий на создание новых и дополнительных мест в образовательных организациях отсутствует обязательство субъектов по использованию типовой проектной документации. Встречаются и другие недочеты, отступления от правил и рекомендаций. В частности, имеет место превышение некоторых норм, например, площадей при строительстве школ и детских садов (в 139 проектах площадь учебных помещений превышена в 2,5 раза относительно минимальных норм, рекомендованных Роспотребнадзором). На местах эти объекты зачастую строятся без должного учета демографической ситуации и предстоящей востребованности имеющихся в них мест. Так, в 53% вновь построенных школ и в 47% детсадов загруженность уже превышает проектную. С другой стороны, имеются и недозагруженные учебные и социальные учреждения. Это, в частности, характерно для малых городов. В результате стоимость типовых и нетиповых объектов различается. По школам разница в стоимости «квадрата» невелика, а по поликлиникам и детсадам существенна. В целом всего 7% проектов документации школ признаются типовыми.

По словам аудитора, в Счетной палате ожидают, чтобы Минстрой разработал типовые решения «в том объеме, в котором регионы будут строиться». И это, безусловно, поможет постепенно нарастить долю проектов, реализованных на основе типовой документации. «Сокращение стоимости таких объектов на 20-30%, конечно, даст существенную экономию бюджетных средств», — подытожила Наталья Трунова.

Исполняющая обязанности директора Департамента градостроительной политики и архитектуры Минстроя России Ольга Дашкова отметила, что необходимо совершенствовать имеющийся инструментарий по строительству типовых соцобъектов. Министерство планирует и далее развивать институт проектной документации. Конечно, строительство — сфера инертная, но, как рассчитывают в Минстрое, благодаря совместной работе, которая ведется министерством с проектными институтами и региональными властями, строительство именно рекомендованных типовых соцобъектов станет нормой.

Со своей стороны, первый заместитель начальника Главного управления государственной экспертизы Вадим Андропов подчеркнул, что очень важно, чтобы заказчики проектов умели управлять их параметрами и стоимостью. Так, нередки ситуации, когда проектировщик проектирует стадион, а заказчик как бы немного отстраняется от проекта, «и потом удивляется, почему объект и его эксплуатация обходятся в десять раз дороже». «Это, на наш взгляд, самый серьезный вопрос, который следует системно решить», — подчеркнул представитель ведомства.

На совещании также выступили представители Минпромторга и субъектов, был проанализирован успешный региональный опыт, который следует популяризировать. Высказанные по итогам обсуждения рекомендации и предложения будут направлены в адрес профильных министерств и субъектов РФ. Комитет продолжит заниматься данной темой. Решено, что не далее как в январе-феврале следующего года будет проведено аналогичное совещание по строительству типовых объектов инженерной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения.

Средний рейтинг
Еще нет оценок